Получение разрешения на строительство: кто выдает и какой срок действия?

Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

Президент России подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, помимо прочего, внёс изменения в сферу индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС).

Закон вступил в силу 4 августа 2018 года.

В чем суть нового закона?

Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства ИЖС. Теперь не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод. Вместо разрешений вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов. Установлены единые требования к объектам ИЖС. Упрощена процедура оформления прав на построенные объекты.

Зачем были приняты поправки?

Поправки призваны упорядочить ИЖС. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Ограничиваются максимальные параметры застройки. Данное изменение обусловлено отсутствием в законодательстве, а зачастую и в правилах землепользования и застройки ограничений параметров такой застройки, что приводит на практике к многочисленным нарушениям, в том числе в части строительства на таких земельных участках многоквартирных домов. Кроме того, уточнён механизм осуществления государственного строительного надзора при строительстве объектов ИЖС.

Что теперь понимать под ИЖС?

В соответствии с внесёнными в Градостроительный кодекс РФ изменениями под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Какие требования установлены к объектам ИЖС?

Поправками определены максимальные параметры: количество надземных этажей – не более 3-х; высота – не более 20 метров. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов ИЖС многоквартирных домов.

Разрешения на строительства получать больше не надо?

Нет, не надо. При строительстве или реконструкции объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство предусмотрено направление застройщиками уведомления о планируемом строительстве или реконструкции.

Для этого нужно заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг обратиться в уполномоченный орган (как правило, местную администрацию).

Нужно ли к уведомлению прилагать какие-нибудь документы?

Да, вместе с уведомлением о планируемом строительстве следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН).

При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия.

Нужна ли проектная документация?

Нет, при строительстве, реконструкции объектов ИЖС не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика).

После подачи уведомления можно сразу строить?

Не совсем, нужно дождаться уведомления от местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке. Местные власти в течение 7 дней проверяют параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным правилам застройки) и высылают заявителю своё уведомление. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.

Могут ли запретить строить?

Да, местная администрация может прислать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и (или) недопустимости размещения дома на данном земельном участке. Начинать стройку в такой ситуации нельзя. Предусмотрены случаи, когда местные власти направят такое уведомление, например параметры возводимой постройки противоречат установленным либо строить на этой земле жильё или садовый дом нельзя в принципе.

Что делать, если ответа от госорганов нет?

Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов не получил, то это даёт право осуществлять строительство согласно указанным им параметрам.

Нужно ли по окончании строительства получать разрешение на ввод в эксплуатацию?

Нет, нормами закона предусмотрена обязанность застройщика в течение одного месяца после окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС подать в уполномоченный орган уведомление – об окончании строительства дома. По результатам проверки такого уведомления уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям. К уведомлению нужно приложить технический план на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом.

По каким формам направлять уведомления?

В настоящий момент формы уведомлений не утверждены, но появятся в ближайшее время (Минстрой России уже подготовил проект соответствующих уведомлений). До их появления можно направить вышеуказанные уведомления в письменной форме с соблюдением требований к содержанию и к составу прилагаемых документов, установленных ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Что ещё важное принёс закон 340-ФЗ?

Вводится обязанность органов государственной власти или местного самоуправления направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на возведённый объект. К этому заявлению прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС.

Предусмотрен ли контроль за строительством?

Да, поправками определены особенности контроля строительства объектов ИЖС. Так, в целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Сроки получения, действия и продления разрешения на строительство

foto12148-2

Получение разрешения на строительство требуется в случае, если на участке планируется возведение капитальной постройки. Оно требуется и при строительстве жилого дома выше трех этажей, и в некоторых случаях при возведении бани.

После получения разрешения важно соблюдать срок его действия, а при необходимости своевременно продлить его.

Сколько по времени делается разрешение на строительство индивидуального частного жилого дома, какой срок после выдачи действует, как продлить, если оно просрочено? Ответы на вопросы — в статье.

Сколько по времени делается для частного (индивидуального) жилого дома?

Разрешение на строительство является официальным документом, который подтверждает соответствие установленным нормам представленного проекта. Также он должен отвечать плану межевания территории, не может затрагивать соседние участки.

Важно провести качественную подготовительную работу. Необходимо подготовить полный комплект документов, который включает следующее:

foto12148-3

  • заявление установленного образца, бланк которого можно получить на месте;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • документ, удостоверяющий личность (вид на жительство, гражданский паспорт, удостоверение личности беженца или иностранного гражданина);
  • градостроительный план земельного участка из БТИ;
  • план участка в виде схемы с обозначением места под будущее строительство.

После формирования комплекта документов нужно обратиться в районную администрацию или в многофункциональный центр. Здесь принимается заявление для последующей проверки. При этом учитываются параметры участка, особенности будущего строительства, запланированные материалы, соблюдение норм и действующих регламентов.

Администрация проводит проверку возможности строительства в течение 7 рабочих дней с момента получения разрешения. После этого собственник получает уведомление о возможности возведения постройки. Срок будет минимальным, если обращаться напрямую в районную администрацию.

Если заявитель обращается в многофункциональный центр, период увеличивается на несколько дней. Это связано с необходимостью пересылки документов в администрацию по месту рассмотрения.

Сколько действует?

На какой срок выдается разрешение на строительство индивидуального частного дома, сколько действует? Срок действия разрешения на строительство устанавливается в соответствии с типом объекта и индивидуальными особенностями.

foto12148-4

В случае индивидуального жилищного строительства данный период составляет 10 лет, в соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В случае строительства объекта капитального строения юридическим лицом, разрешение действует с учетом подготовленного и утвержденного проекта. В нем же указывается период, в течение которого организация планирует построить дом.

Фактически разрешение на строительство закрепляется не за конкретным собственником или заявителем. Оно действует в отношении конкретного земельного участка.

Как поступить, если оно просрочено, а стройка не закончилось?

Если срок действия разрешения завершился, скорее всего, заявитель, который его просрочил, получит отказ в продлении. Согласно последним изменениям законодательства новое заявление необходимо подавать не позднее, чем за 10 дней до завершения срока действия разрешения.

В случае отказа необходимо обращаться в районный суд с исковым заявлением о восстановлении права. Данная ситуация сложная, так как в суде требуются документальные доказательства. Необходимо предоставить информацию о причинах, остановивших строительство.

Также представляется документальное подтверждение активности на объекте:

  • фото- и видеосъемка;
  • договор со строительной компанией;
  • платежные документы о выполнении отдельных видов работ, закупке строительных материалов.

В случае положительного решения строительство можно возобновить, а срок восстанавливается на основании распоряжения судьи. В противном случае приходится готовить полный комплект документов на получение нового разрешения.

Важно учесть, что судья не всегда становится на сторону собственника, подавшего жалобу. Положительное решение более вероятно в следующих случаях:

  1. Пропущен срок строительства, но заявление было подано до его истечения.
  2. Выявлены нарушения со стороны ответственных лиц в администрациях.

foto12148-5

Бывают ситуации, при которых практически невозможно получить положительное решение:

  • строительство не было начато, что подтверждается отсутствием документов;
  • проект серьезно изменился в результате строительства, что недопустимо без подачи соответствующих корректировок;
  • заявление подано после истечения срока действия разрешения.

В каждом из этих случаев лучше собирать документы на новое рассмотрение. В результате предоставляется возможность получить разрешение со стандартным сроком 10 лет.

Разрешение не получится продлевать бесконечно. В некоторых случаях лучше получить новый документ. С момента продления может пройти не более 3 лет, когда строительство должно быть полностью завершено.

Последствия просрочки

Главное последствие просрочки — практически невозможно получить возможность продления разрешения. Это возможно лишь в том случае, если удалось доказать факт начала строительных работ.

Если же фактически они не начинались, опротестовать решение не получится даже в судебном порядке. Придется собирать документы повторно и в полном объеме.

Готовится заявление в администрацию о получении разрешения на строительство. Потребуется новая схема планировки земельного участка.

Как можно продлить?

У застройщика есть право на продление разрешения на строительство. При этом важно соблюдать определенные условия.

Главное требование — заявление необходимо подать не позднее, чем за 60 дней до завершения периода действия предыдущего разрешения.

Необходимо соблюдение следующих условий, когда срок действия разрешения заканчивается:

  1. Подготовка дополнительных документов по перечню местного регламента.
  2. Начало строительство подтверждается документально по форме КС-2 и КС-3, уведомления о начале работ или договора подряда.

У администрации есть возможность отказать в продлении, если строительные работы даже не были начаты. По этой причине важно начать строительные работы и только после этого подавать заявление. У ответственных специалистов администрации есть право выехать на объект, чтобы удостовериться в проведении строительных работ.

Необходимые документы

foto12148-6

Если строительство не завершится в установленные сроки, необходимо заранее позаботиться о подготовке документов.

Потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • первоначальные документы, собранные по строительству;
  • акт о состоянии работ.

Если сроки пропущены, придется подготовить полный комплект документов еще раз. ОН также включает ГПЗУ, правоустанавливающие документы на земельный участок, планировочную схему земельного участка.

Не существует унифицированной формы заявления о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом имеются установленные требования к его содержанию.

Содержание и форма устанавливаются местными регламентами. Важно указать полные данные — Фамилию, Имя, Отчество, адрес проживания, контактный номер телефона. Юридические лица указывают полный адрес расположения предприятия, контактные данные генерального директора или ответственного лица.

Желательно указать подробные данные о собственнике и земельном участке:

  1. Паспортные данные.
  2. Реквизиты правоустанавливающего документа.
  3. Сведения о наличии прав у третьих лиц.
  4. Описание местоположения участка или полный кадастровый номер.
  5. Сведения о параметрах объекта строительств, отступах от границы участка.
  6. Информация о виде разрешенного использования участка.
  7. Контактные данные для связи.
  8. Данные об объекте строительства (жилой или садовый дом).
  9. Данные о том, что дом не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости.

Важно не указывать в качестве причины задержки строительства финансовые сложности. Это не воспринимается в качестве достаточного основания для нарушения сроков.

Пошаговый порядок действий

foto12148-7

В случае, если срок действия разрешения подходит к концу, необходимо своевременно его продлить. Для этого можно обратиться лично в районную или городскую администрацию.

Также можно подать документы через Госуслуги или МФЦ. Заявитель готовит ранее поданные документы и сведения о начале строительства.

Лучшее решение — регистрация объекта незавершенного строительства в Росреестре. В этом случае предварительно можно взять выписку на объект незавершенного строительства, где указывается процент возведения здания.

Если подтвердится продолжение строительства, разрешение автоматически продлевается на 1-3 года. Если же поступает отказ от администрации, необходимо обращаться в районный суд по месту нахождения земельного участка.

В суде важно предоставить документальные подтверждения хода строительства. При этом не имеет значения, в какой стадии оно находится.

Сроки и стоимость

Заявление о продлении разрешения необходимо направить минимум за 60 дней до завершения текущего разрешения. Срок рассмотрения документов в администрации составляет 5-7 рабочих дней.

Продление разрешения происходит на 1-3 года. За это время необходимо завершить строительство, подать новое уведомление о завершении строительства. После этого документы передаются на регистрацию в Росреестр.

При этом не устанавливается пошлина за продление строительства. Расходы предстоят в случае регистрации объекта в Росреестре после завершения всех работ.

При этом платные услуги оказываются только со стороны кадастрового инженера, если необходимо подготовить документы или внести изменения в первоначальный план.

Причины и основания для отказа в пролонгации

foto12148-8

Администрация имеет законное право отказать в продлении разрешения на строительство.

Это может произойти по следующим причинам:

  • предыдущее разрешение истекло;
  • работы по строительству объекта не начаты;
  • застройщик не подал заявление о начале строительных работ (для юридических лиц).

При этом ответственный специалист обязан предоставить мотивированный отказ в письменном виде. В нем в обязательном порядке указывается причина, которая не может противоречить действующему законодательству.

Что делать, если отказали?

Независимо от того, завершился ли срок действия разрешения, необходимо обратиться в администрацию с заявлением о его продлении. При этом предварительно важно начать строительные работы и получить этому документальное подтверждение. В заявлении данный факт необходимо зафиксировать.

Читайте также:  Размер силикатного кирпича белого полуторного

Если администрация отказывает в продлении разрешения, важно обратиться в районный суд. Здесь главным подтверждением правоты заявителя являются не финансовые сложности, а факт начала строительных работ. При этом не имеет значение, как давно они были начаты. Судья принимает решение на основании полученных фактов.

Если суд не становится на сторону истца, придется обращаться в администрацию повторно с новым комплектом документов. В этом случае документация готовится заново, без учета предыдущего разрешения.

Встречаются ситуации, когда права заявителя нарушаются. Среди них можно выделить:

  1. Органы местного самоуправления отказываются предоставлять услугу.
  2. Отказ выдан на основании неполного комплекта документов, а в качестве недостающих указывается документация, которой нет в регламентах и действующих требованиях.
  3. Нарушены сроки со стороны местных органов власти, которые сознательно затягивают процедуру.

В последнем случае относительно просто восстановить сроки. В качестве подтверждения затягивания сроков предоставляется расписка в получении заявления или штамп с входящим номером на втором бланке заявления.

Советы, как избежать проблем

foto12148-9

Чтобы избежать сложности, необходимо обратиться в администрацию с заявлением заранее.

Так, администрация может затягивать процедуру или отказать на основании неполного комплекта документов. Чтобы этого не произошло, необходимо оставить время на тщательную подготовку к возможному отказу.

Важно заранее побеспокоиться о предоставлении данных о запуске строительных работ. Это может быть соответствующий акт администрации, реальная обстановка на объекте, выписка из ЕГРН о наличии объекта незавершенного строительства. При этом процент постройки может составлять 5-10%.

Законодательством не устанавливаются требования к стадии строительства сооружения независимо от его назначения. Поэтому даже при отрицательном решении администрации суд в данной ситуации встает на сторону истца.

Заключение

Разрешение на строительство имеет ограниченный период действия. Это важно учитывать при подаче заявления. Лучше заранее обратиться в администрацию и заполнить бланк. Это позволит избежать судебного разбирательства, подготовки нового комплекта документов и обоснования причин просрочки.

Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году

Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 7 800 350 61 98 – звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.

Чтобы построить на участке капитальное здание, необходимо по закону получить разрешение на строительство. У этого документа есть свои нюансы. Требуется данный документ при необходимости возвести здание выше трех этажей, а в некоторых случаях – при возведении бани. После получения необходимо соблюдать срок действия разрешения на строительство, а также знать о возможностях его продления.

Что такое разрешение на строительство

Согласно статье 51 ГрК РФ под термином «разрешение на строительство» понимается целый ряд документов, с помощью которых подтверждается соблюдение проектной документации:

  • положениям градостроительной документации по межеванию территории и проекту планирования – в ситуации, когда речь идет о возведении капитального строения, не являющегося линейным объектом;
  • требованиям по проектировке и межеванию для линейных объектов;
  • требованиям, которые предусмотрены проектом планировки территории, если речь идет о строительстве линейного объекта без образования земельного участка.

Разрешение на строительство подтверждает, что застройщик вправе начать строительные работы. Без получения данного разрешения, любой строительство будет незаконным.

Есть несколько типов застройки, при которых в 2022 году получить разрешение необходимо в обязательном порядке.

Когда требуется разрешение на строительство

В каких случаях требуется согласование на постройку в 2022 году

Обязательно оформлять документ в следующих случаях:

  • при постройке здания от трех этажей и выше;
  • обособленные капитальные строения площадью более 1500м2 ;
  • сложные объекты.

Еще с 2018 года упростили процедуру согласования для тех, кто ведет ИЖС или садовые постройки.

Также разрешение на строительство требуется при некоторых видах реконструкции капитальных строений:

  • надстройка дополнительного этажа и мансарды;
  • пристройка;
  • изменение формы крыши, а также перенос дверных и оконных проемов;
  • перенос или добавление внутренних несущих конструкций.

Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году

Если перепланировка не затрагивает основных конфигураций здания, то разрешение на этот процесс не понадобится.

Сроки выдачи документа

Сколько по времени выдается документ

В действующем законодательстве 2022 года срок, за который должно быть выдано свидетельство четко указан. Он составляет не более 10 дней с момента подачи заявления в соответствующие органы. В законодательстве указаны следующие сроки для аналогичных процедур:

  • выдача самого разрешения – 10 дней;
  • продление сроков строительства – 5 дней;
  • внесение изменений в документ при смене собственника – 10 дней;
  • внесение изменений в само Разрешение – 5 дней;
  • выдача дубликата – 5 дней.

Чтобы в самом процессе выдачи не возникло затруднений, следует заранее собрать все необходимые документы, правильно без ошибок заполнить заявку и внести туда всю необходимую информацию.

Срок действия разрешения

Срок действия разрешения на строительство

Стройка в большинстве случаев процесс длительный и не всегда возможно предугадать, на сколько все затянется. Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году зависит от конкретного типа строительства.

Для объектов ИЖС, такая бумага действует в течение 10 лет. Если речь идет о капитальной застройке юридическим лицом, то разрешение действует в рамках разработанного и утвержденного проекта. В этом проекте организация должна указать дату, до которой планируется окончание строительных работ.

Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году

Как продлить разрешение

Если срок разрешения на строительство уже истек, а работы еще не окончены, то следует продлить документ. Но есть причины, по которым решение градостроительных органов может быть и отрицательным. Чтобы не возникло проблем, лучше всего подавать документы о продлении за 60 дней до окончания срока действия выданного разрешения. Тогда больше шансов, что заявитель не получит отказ.

Подробнее о том, как оформить продление разрешения на строительство, читайте в нашей статье.

Если срок действия разрешительного документа истекает, то нужно сделать следующее:

  1. Подготовить дополнительные документы по перечню регламента.
  2. Подтвердить начало строительства с использованием документов по форме КС-2 и КС-3. А также предоставить уведомление о начале работ или договор подряда.

Документы

Документы

Чтобы без проблем продлить разрешение на строительство, следует заранее подготовить ряд документов, среди которых:

  • заявление;
  • все первоначальные документы, которые были предоставлены по строительству;
  • акт о состоянии работ на данный момент времени.

Если заявитель пропустил срок подачи заявления, то ему понадобится собирать полный пакет документов, включая правоустанавливающие на земельный участок, а также планировочную схему земельного участка. унифицированной формы заявления не существует.

Есть обязательная информация, которая должна быть в нем указана:

  • паспортные данные заявителя;
  • полные реквизиты правоустанавливающего документа;
  • сведения о наличии прав у третьих лиц;
  • описание местоположения участка или полный его кадастровый номер;
  • информация о параметрах объекта строительства и об отступах от границ участка;
  • информация о виде разрешенного использования данного земельного участка;
  • контактные данные для связи,: телефон, адрес электронной почты;
  • подробные данные об объекте строительства.

Сроки, стоимость

Срок рассмотрения обычно составляет 5-7 дней. Важно подать заявление вовремя, как минимум за 60 дней до окончания срока действия разрешения. Продление чаще всего разрешается на 1-3 года. При этом государственную пошлину за продление платить не нужно, в отличие от подписания основного документа.

Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году

Если откажут в получении продления и гражданину придется вновь оформлять разрешение, тогда и госпошлину нужно будет платить заново.

Отказ в продлении

Могут ли отказать

Администрация имеет полное право отказать заявителю в продлении разрешения на строительство. В таком случае необходимо разобраться причинах. Наиболее частые из них:

  • срок действия основного первоначального разрешения истек и заявитель обратился уже поздно;
  • за время срока действия строительные работы так и не начались, для подтверждения нет документов, даже не предоставлено чеков на закупку хоть небольшого объема строительных материалов;
  • если застройщик юридическое лицо – он не подал заявления о начале строительных работ.

Специалист, который рассматривает заявление о продлении обязан предоставить отказ в мотивированном письменном виде. Заявитель имеет право подать в суд и обжаловать решение.

Что делать, если строительство не завершено, а разрешение уже не действует

В первую очередь следует обратиться в администрацию за продлением. Скорее всего, в нем откажут. Если в продлении разрешения отказали, то следует обратиться в районный суд. Первое, что необходимо сделать – собрать подтверждение, что стройка уже началась. для этого подойдут:

  • договор со строительной компанией или подрядчиком;
  • фото- видеосъемка объекта;
  • платежные документы, подтверждающие оплату тех или иных работ на объекте, закупку строительного материала.

Сколько действует разрешение на строительство в 2022 году

Если суд примет положительное решение, то строительные работы можно возобновлять, а срок восстанавливается на основе решения судьи. Но чаще всего судья принимает положительное решение в случае, когда найдены нарушения со стороны администрации и ответственных лиц.

Есть несколько ситуаций, когда положительное решение не может быть принято:

  • строительство за весь срок действия разрешения, так и не началось, отсутствуют документы, которые могут подтвердить начало процесса стройки;
  • в результате строительства проект серьезно изменился, теперь недопустимо продлевать разрешение без внесения соответствующих коррективов;
  • заявление подано после истечения срока действия разрешения на строительство.

В любой из таких ситуаций оптимальный вариант – собирать документы на новое рассмотрение и получение нового разрешения. Документы придется собирать снова в полном объеме, но зато срок действия нового документа также будет составлять 10 лет.

Продление разрешения на постройку

Ответственность за отсутствие разрешения в 2022 году

начинать строительство без разрешения – практически бесполезно. Существуют серьезные санкции для застройщиков. В первую очередь это штраф. Также есть и другие меры взыскания:

  • имущественная – изъятие земельного участка из-за нецелевого использования;
  • к чиновникам применяется еще и дисциплинарное взыскание;
  • уголовное наказание – в случае причинения ущерба жизни или здоровью третьих лиц.

Штраф для физического лица составляет от двух до 5 тысяч рублей. Чиновник оплатит штраф до 50 тысяч рублей. Для индивидуального предпринимателя помимо штрафа до 50 тысяч опасность еще и в приостановлении деятельности вплоть до 90 суток. Для юридических лиц штраф составляет до 1 млн рублей и приостановка деятельности компании до 90 дней.

Помимо штрафа для уже построенных зданий выписывают срок, за который постройку следует снести, причем, за счет владельца.

Если гражданин, физическое лицо или юридическое решили заняться возведением капитального строения, то в первую очередь потребуется разрешение от администрации. Если этот документ не оформить, то любое строительство будет считаться незаконным. При этом самое важное, что ответственность за строение будет нести его собственник на момент выявления незаконности.

Например, если капитальная баня на участке была построена без разрешения, а сам дом с участком и баней через несколько лет продан, то новый покупатель будет нести ответственность перед соответствующими органами, е6сли выяснится, что баня построена незаконно.

Подробнее о том, как получить разрешение на строительство бани, читайте у нас.

Как и где оформить разрешение на строительство жилого дома

Многие владельцы участков земли мечтают построить уютный дом, который будет возведен с учетом всех технических норм и собственных предпочтений. Но исполнение мечты зачастую откладывается: для начала любых работ потребуется разрешение на строительство дома на собственном участке – в 2017 году без согласования не получится оформить кредит на строительство, подключить коммуникации, оформить возведенное здание в собственность. А вот оказаться оштрафованным за нарушение закона вполне вероятно.

Что представляет собой разрешение на строительство

Фактически это документ, который подтверждает:

  • право собственника возвести на принадлежащем ему участке земли индивидуальное строение;
  • соответствие разработанного проекта установкам градостроительного плана земельного участка.

Вопросы, связанные с оформлением разрешительного документа, регулируются Градостроительным Кодексом (ст. 51), где отмечено, что он представляет собой следующий набор сведений:

  • проект участка;
  • результаты проведенного межевания (если возникнет необходимость);
  • какие действия в будущем могут быть произведены с построенным зданием.

Если намерение поставить свой дом твердо́, для начала следует определиться, нужно ли разрешение на строительство дома на собственном участке. В 2017 году без него не получится обойтись только на том основании, что земля оформлена в собственность, что речь идет об участке ИЖС (индивидуальное жилое строительство).

Получение согласования обязательно для земельных участков под ИЖС, вне зависимости от того, на арендованном или собственном участке будет строиться дом. К тому же без разрешающей документации поставить дом на кадастровый учет будет сложно, так как придется узаконивать самострой через суд.

Для чего необходимо разрешение

Документ дает право собственнику на любые действия, касающиеся строения:

  • строительство;
  • реконструкцию;
  • ремонтные работы.

С разрешением на руках вы можете не опасаться судебных разбирательств по поводу границ участка. Владельцу становится доступным кредитование и использование материнского капитала.

От того, насколько тщательно и правильно проведена разработка проекта дома, зависит скорость принятия решения о разрешении на строительство жилого дома Источник domzone.pl

Часть земли может попадать в природоохранную зону или на ней могут располагаться охранные зоны коммуникаций. Такие нюансы ограничивают возможности строительства. Но землевладелец до получения согласования о них может не знать.

Здание, возведенное без разрешения, сложно узаконить. Добиваться признания строения вашей собственностью придется через суд. Но в этом случае государственные органы на законных основаниях признают его самостроем. Получить соответствующий документ можно, но это будет право собственности на самострой.

Когда оформляется разрешение

Решающим фактором в необходимости получения согласования на строительные работы является вид разрешения на землю:

  1. Для участков, выделенных под ИЖС, документ оформляется до начала любых работ.
  2. Если земля предоставлялась для дачи или сада, то разрешение на строительство дачного дома не потребуется.

Смело можно строить без согласований:

  • любое сооружение на участке, выделенном для дачи или сада (на землях сельхозназначения), без права на регистрацию его, как жилого помещения – такое строение будет числиться временной постройкой;
  • любое некапитальное строение (баню или гараж, навес или парники) на личном участке.

Во втором случае главное условие – возводимый объект не должен использоваться в коммерческих целях.

Плюсы и минусы ИЖС

Собственники земли под ИЖС могут:

  • возвести жилой дом без перевода земли в иную категорию;
  • рассчитывать на участие в госпрограммах поддержки строительства;
  • после прописки на участке пользоваться услугами социальных заведений, в том числе местной больницы, школы.

Есть и минусы. Землевладелец не сможет построить на своей земле несколько домов или здание выше трех этажей для проживания нескольких семей.

Оформление разрешения

Самый простой вариант – обратиться с заявлением в МФЦ (многофункциональный центр). Здесь же можно будет забрать готовое согласование.

Но если желаете получить более детальные рекомендации специалистов по комплекту документов и по процедуре получения готового согласования, лучше обращаться в территориальный отдел архитектуры. Непосредственно инженерные работники этого органа занимаются оформлением разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Читайте также:  Сколько можно хранить роллы и суши в холодильнике

Окончательной проверкой и оформлением разрешения на строительство дома на собственном участке занимается отдел архитектуры Источник moydom.media

Индивидуальный застройщик может столкнуться и с необходимостью дополнительных согласований:

  • на работы, связанные с недропользованием, согласие выдает Минприроды России;
  • для оформления строительных работ вблизи атомных объектов придется посетить Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Дополнительные согласования требуются не всем собственникам участков

Видео описание

Вопросы, связанные с получением разрешения на строительство дома на участке, детально рассмотрены в видеоролике:

Необходимые документы

В перечень обязательных документов входит:

  • удостоверение личности землевладельца (если оформление осуществляется через представителя – доверенность);
  • документация, устанавливающая юридическое право на земельный надел;
  • градостроительный план;
  • проектная документация, в том числе информация об инженерных коммуникациях, пояснительная записка и т.п.;
  • положительное заключение от независимого эксперта (если требуется ее экспертиза).

Важно! Если экспертиза проводилась негосударственным органом, необходим документ, подтверждающий полномочия организации.

На проверку представленной документации, включая сверку проекта с градостроительным планом, уполномоченному органу отводится 10 дней.

В результате разрешение либо выдается, либо в нем будет отказано.

Причины отказа

При подаче документов поводом для отказа может стать:

  • неполный комплект документов;
  • бумаги не соответствуют установленным требованиям;
  • обратилось ненадлежащее лицо.

Отказ после рассмотрения документов:

  • габариты или технико-экономические показатели будущего строения не соответствуют ГК РФ.

Часть возникших проблем можно решить на месте. При возникновении спорных ситуаций решение приходится оспаривать в суде. Это можно сделать сразу после получения официального ответа об отказе

Стоимость разрешения

Разрешительный документ оформляется бесплатно. Оплачивать приходится услуги разных организаций, без участия которых документацию в полном объеме подготовить невозможно:

  • топографический план стоит от 10 000 рублей;
  • СПОЗУ – в пределах 5 000 рублей.

Срок действия и прекращение разрешения

Полученное в 2017 году разрешение на строительство индивидуального жилого дома остается действительным 10 лет. Этого срока достаточно, чтобы завершить работы по возведению строительного объекта (возможно, реконструкции).

При необходимости можно временно заморозить строительные работы – разрешение на строительство дома ижс остается в силе в течение 10 лет Источник proektproekt.com

Застройщик должен в течение 10 рабочих дней после получения согласования представить органу, его выдавшему, дополнительную документацию об этажности, инженерных сетях, площади объекта и т. д.

Действие документа будет приостановлено на время, если:

  • спецработы выполняются без требуемого на то разрешения;
  • возникла угроза здоровью и жизни людей;
  • нарушены права пользования соседскими земельными участками.

Если нарушения устранены полностью (на это отводится от 10 до 90 дней), действие разрешения возобновляется. Однако сроки, отведенные на строительство, не переносятся.

Срок действия можно продлить максимум на 3 месяца, если строительные работы уже начаты.

Для этого надо откорректировать календарный план и вместе с остальной документацией передать учреждению, выдававшему разрешение. Сделать это необходимо за 60 дней до окончания утвержденного срока.

Если строительные работы уже ведутся, то при необходимости можно продлить утвержденные сроки можно на 3 месяца Источник gorod-novoross.ru

Возможна полная отмена действия разрешительного документа, если

  • не устранены причины, по которым разрешение было приостановлено;
  • продолжение работ возобновило угрозу населению;
  • наносится ущерб инженерным сетям;
  • нарушаются градостроительные, санитарные или строительные нормы;
  • выявляются значительные нарушения проекта;
  • игнорируются договорные обязательства при выполнении строительных или реконструкционных работ;
  • оказалось недостаточно трех месяцев, чтобы устранить нарушения, угрожающие жизни и здоровью людей.

Для возобновления работ в таких случаях придется получать новое разрешение.

Дачная амнистия

Суть федерального закона №93 2006 года, получившего в народе название «дачная амнистия», заключается в следующем: граждане, получившие до 30.10.2001 г. в свое распоряжение наделы земли, имеют право оформить участок и возведенные на нем жилые дома и другие строения в собственность и зарегистрировать в Росреестре по упрощенной схеме, предъявив кадастровый паспорт.

Видео описание

О том, какие изменения внесены в порядок оформления недвижимости по амнистии, в видео:

До 1 марта 2018 года могут быть узаконены самовольные постройки, которые возводились многими землевладельцами без разрешений.

Оформить в собственность землю можно будет до конца 2020 г.

На владельцев, которые планируют совершить какую-либо сделку с недостроенным жильем, эти правила не распространяются. Для регистрации «незавершенки» потребуется разрешение.

При оформлении недвижимости по упрощенной схеме собственник может получить категорический отказ, если:

  • в похозяйственных книгах отсутствуют сведения о передаче земли в его владение;
  • информация о площадях и границах участка в предоставленных документах разнится с внесенными в базу Росреестра сведениями по конкретному участку (территории);
  • строительство начато до момента вступления в силу ФЗ №93

Регистрация прав собственности на объекты ИЖС

Занимается регистрацией прав собственности на частные жилые строения Росреестр и его терорганы. Пошлина за эту услугу составляет 350 рублей.

Когда данные о земельном участке имеются в ЕГРП, то есть он оформлен в собственность, потребуется, кроме заявления:

  • гражданский паспорт собственника (представитель с доверенностью);
  • кадастровый паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Если земля не зарегистрирована, дополнительно надо предъявить:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок;
  • бумаги, подтверждающие, что объект ИЖС расположен на территории этого участка.

Рассматриваются бумаги 10 рабочих дней. Заявителю выдаются свидетельства о праве собственности:

  • на объект ИЖС;
  • на участок земли (при необходимости).

Только после получения свидетельства о регистрации собственности владелец вправе распоряжаться имуществом Источник znatokdeneg.ru

Регистрация может быть приостановлена или в ней будет отказано вовсе. Такое случается по причине отсутствия в госкадастре недвижимости информации о регистрируемом участке земли.

Заключение

Если у собственника земли нет разрешения на возведение строения, проблемы ему обеспечены. Процесс получения согласования довольно длительный. Но лучше разобраться, как оформить разрешение на строительство индивидуального жилого дома, заблаговременно и предотвратить неприятные столкновения с законом в будущем.

Получение разрешения на строительство: кто выдает и какой срок действия?

2. Признать утратившим силу:

3. Ответственным структурным подразделением за предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) определить структурное подразделение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности.

в Министерстве юстиции

14 августа 2020 года,

регистрационный N 59261

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 17 июня 2020 года N 323/пр

Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)

Раздел I. Общие положения

Предмет регулирования регламента

1. Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) (далее – государственная услуга, Административный регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), порядок взаимодействия структурных подразделений Минстроя России, их должностных лиц, с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти при предоставлении государственной услуги.

Государственная услуга предоставляется в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2020, Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 24 апреля 2020 г., N 0001202004240048), за исключением:

– объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил;

– объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации;

– объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, находящихся в ведении органов федеральной службы безопасности;

– объектов обороны и безопасности и объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, находящихся в ведении органов государственной охраны;

– автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

– объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации;

– объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, расположенных на территории свободного порта Владивосток;

– объекта “Строительство транспортного перехода через Керченский пролив”;

– гидротехнических сооружений первого и второго классов, являющихся объектами капитального строительства и относящихся к инфраструктуре внутренних водных путей;

– объектов инфраструктуры морского порта, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в том числе портовых гидротехнических сооружений;

– подводных линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

– сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории;

– аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

Круг заявителей

2. Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика (далее – заявитель).

Заявитель вправе обратиться за получением государственной услуги через представителя, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Текст Административного регламента размещается на официальном сайте Минстроя России в Информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

4. Информация по вопросам предоставления государственной услуги и сведений о ходе ее предоставления предоставляется заявителям при поступлении обращения по почте, телефону, посредством раздела “обратная связь” официального сайта Минстроя России в сети “Интернет”, расположенного по адресу: http://www.minstroyrf.ru/openworld/#contacts, федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – ЕПГУ) или электронной почты.

При ответах на телефонные звонки и устные обращения заявителей федеральный государственный гражданский служащий Минстроя России (далее -должностное лицо) подробно и в вежливой (корректной) форме информирует обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании Минстроя России, фамилии, имени, отчестве (последнее – при наличии) и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок. Если суть поставленного вопроса не относится к компетенции должностного лица, принявшего телефонный звонок, он должен быть переадресован (переведен) должностному лицу, к компетенции которого относится поставленный вопрос, или заявителю должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию, или предложено изложить суть обращения в письменной форме.

5. Справочная информация предоставляется по вопросам о месте нахождения, справочных телефонах, в том числе номере телефона-автоинформатора, официальном сайте Минстроя России в сети “Интернет”, адресе электронной почты, графике работы Минстроя России. Справочная информация может предоставляться с использованием средств автоматического информирования.

6. На официальном сайте Минстроя России в сети “Интернет”, ЕПГУ, в федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – федеральный реестр) а также на информационных стендах, размещенных в помещении приемной Минстроя России, размещается следующая информация:

1) справочная информация;

2) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;

3) круг заявителей;

4) порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги;

5) срок предоставления государственной услуги;

6) результаты предоставления государственной услуги, порядок выдачи (направления) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;

7) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;

8) о праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование решений и (или) действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;

9) формы заявлений (уведомлений, сообщений), используемых при предоставлении государственной услуги.

7. Информация, размещенная на официальном сайте Минстроя России в сети “Интернет” и ЕПГУ о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю бесплатно.

8. Доступ к информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги обеспечивается заявителю без соблюдения каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.

9. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на официальном сайте Минстроя России в сети “Интернет”, ЕПГУ, а также предоставляется непосредственно должностными лицами Минстроя России по телефонам для справок, а также электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.

Раздел II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

10. Государственная услуга по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

11. Государственная услуга предоставляется Минстроем России.

В предоставлении государственной услуги участвуют Федеральное автономное учреждение “Главное управление государственной экспертизы”, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственные указанным органам государственные (бюджетные или автономные) учреждения, организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.

12. Ответственным структурным подразделением за предоставление государственной услуги является структурное подразделение Минстроя России, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности (далее – ответственное структурное подразделение).

13. Работники и должностные лица Минстроя России не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 “Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2020, N 1, ст.51), которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.

Читайте также:  Рассчитать стяжку пола: расчет расхода материала и веса смеси, сколько мешков нужно сухой смеси, пескобетона, фото и видео
Описание результата предоставления государственной услуги

14. Результатами предоставления государственной услуги являются:

1) выдача разрешения на строительство;

2) отказ в выдаче разрешения на строительство;

3) внесение изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения;

4) отказ во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения;

5) внесение изменений в разрешение на строительство;

6) отказ во внесении изменений в разрешение на строительство;

7) внесение изменений в разрешение на строительство при поступлении уведомления, предусмотренного частью 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – уведомление);

Раздел 9. Порядок выдачи разрешения на строительство (за исключением жилищного строительства)

Основные требования к порядку выдачи разрешений на строительство предусмотрены ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Разрешение на строительство – документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.

Разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.

Согласно части 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи и другими федеральными законами.

Согласно части 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

1) объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны, – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление особыми экономическими зонами;

2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых), – федеральным органом управления государственным фондом недр;

3) объекта использования атомной энергии – уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, – уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, – исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”;

6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), – федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Согласно части 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 указанной статьи и другими федеральными законами, выдается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта – на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

В целях строительства, реконструкции, объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса РФ);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган может выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии комплекта документов, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.

Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в орган выдавший разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

9.2. Выдача разрешений на строительство в Ростовской области.

9.2.1. Общие положения.

В Ростовской области согласно ст. 31 Областного Закона Ростовской области от 14.01.2008 № 853-ЗС “О градостроительной деятельности в Ростовской области”:

-выдача разрешений на строительство осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

-строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ;

-уполномоченным органом разрешения на строительство выдаются в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

-уполномоченные органы исполнительной власти Ростовской области выдают разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция которых осуществлялся на основании ранее выданных ими разрешений на строительство.

9.2.2. Органы, осуществляющие выдачу разрешений

на строительство.

Разрешения на строительство выдаются уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области в пределах их компетенции в соответствии с требованиями, установленными ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области выдаются разрешения на строительство для осуществления строительства, реконструкции, объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

К таким объектам относятся:

-объекты энергетических систем регионального значения;

-объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

-линейные объекты регионального значения, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги и другие подобные сооружения;

-объекты, строительство которых предусматривается целевыми программами Ростовской области в соответствии с градостроительной документацией, в том числе в связи с реконструкцией территорий городских и сельских поселений, созданием градоформирующих комплексов, строительством объектов государственного заказа, инженерных коммуникаций и сооружений.

9.2.3. Оформление разрешений на строительство

Разрешение на строительство оформляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698, в двух экземплярах.

Разрешение на строительство оформляется на листе бумаги формата А4 машинописным текстом. Текст в бланке разрешения должен быть написан без исправлений и сокращений, для юридических лиц – с указанием полного наименования и их местонахождения, для физических лиц – с указанием фамилии, имени и отчества, паспортных данных и адреса их места жительства.

Один экземпляр разрешения на строительство выдается застройщику, второй экземпляр хранится у органа, выдавшего разрешение. Копия разрешения на строительство, заверенная выдавшим его органом, хранится у исполнителя (подрядчика) работ на участке строительства.

Разрешения на строительство подписываются должностным лицом, которое в установленном порядке наделено такими полномочиями.

В случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, орган, выдавший разрешение на строительство, в течение 3 дней направляет в Региональную службу государственного строительного надзора Ростовской области копию выданного разрешения.

Разрешение на строительство хранится у застройщика (последующего собственника) до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вторые экземпляры разрешения на строительство вместе с заявлением на его получение и прилагаемыми к нему документами хранятся в органе исполнительной власти Ростовской области, выдавшем указанные разрешения. Срок хранения разрешения на строительство – до ввода объекта в эксплуатацию, но не менее 10 лет. Передача на долговременное хранение в соответствующие архивы осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле.

9.2.4. Ведение региональной базы данных объектов

капитального строительства

На основе сведений о разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию, выданных на территории Ростовской области, формируется региональная база данных объектов капитального строительства.

Ведение региональной базы данных объектов капитального строительства осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития области.

9.2.5. Форма разрешения на строительство

Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 № 698 и приведена ниже:

9.2.6. Блок-схема действий при выдаче разрешения на строительство

Ссылка на основную публикацию